среда, 9 апреля 2014 г.

Информационное общество

Информационное общество — теоретическая концепция постиндустриального общества; историческая фаза возможного развития цивилизации, в которой главными продуктами производства становятся информация и знания. Информационное общество – современный этап развития цивилизации с доминирующей ролью знаний и информации, воздействием информационно-коммуникационных технологий на все сферы человеческой деятельности и общество в целом.

В качестве критериев развитости информационного общества можно перечислить следующие:
·         наличие компьютеров,
·         уровень развития компьютерных сетей
·         доля населения, занятого в информационной сфере, а также использующего информационные технологии в своей повседневной деятельности.

В информационном обществе деятельность человека будет во многом зависеть от умения эффективно использовать имеющуюся информацию. Использование компьютеров во всех сферах человеческой деятельности должно обеспечить доступ к достоверным источникам информации, избавить человека от рутинной работы, позволит ускорить принятие оптимальных решений, автоматизировать обработку инфор­мации не только в производственной, но и в социальной сферах. В результате этого процесса движущей силой развития общества станет производство информационного, а не материального продукта.

Этот процесс должен привести к созданию информационного общества, в котором главную роль будут играть знания и интеллект.

Развитие и массовое использование информационных и коммуникационных технологий:
  • создание телекоммуникационной инфраструктуры, включающей в себя сети передачи данных;
  • появление огромных баз данных, доступ к которым через сети получили миллионы людей;
  • выработка единых правил поведения в сетях и поиск на них информации.

Огромную роль в обсуждаемом процессе сыграло создание международной компьютерной сети Интернет. Сегодня она представляет собой колоссальную и быстрорастущую систему, число пользователей которой приближается к 200 миллионам человек. Информационные и коммуникационные технологии постоянно развиваются.

Преодоление информационного кризиса.

 Информационный кризис - явление, которое стало заметным уже в начале ХХ века.Оно проявляется в том, что поток информации, который хлынул на человека, столь велик, что недоступен обработке за приемлемое время. Это явление имеет место и в научных исследованиях, и в технических разработках, и в общественно-политической жизни.

Частичный выход из информационного кризиса видится в применении новых информационных технологий. Внедрение современных средств и методов хранения, обработки и передачи информации многократно снижает барьер доступа к ней и скорость поиска. Разумеется, одни лишь технологии не могут решить проблему, имеющую и экономический характер (информация стоит денег), и юридический (информация имеет собственника), и ряд других. Эта проблема комплексная, так что должна решаться усилиями как каждой страны, так и мирового сообщества в целом.

Связь между понятиями "информационное общество" и "свобода доступа к информации":

Информационное общество качественно отлично от предшествующих, поскольку здесь главным фактором выступают не материальные, а идеальные факторы - знание и информация, в процессе получения, обработки, хранения и выдачи. Естественно в этом обществе большую роль играет свобода доступа к информации. Доступность информационных ресурсов напрямую зависело и зависит от самого общества, а в информационном обществе эта доступность очень велика.

Информационная культура - способность общества эффективно использовать информационные ресурсы и средства информационных коммуникаций, а также применять
для этих целей передовые достижения в области развития средств информатизации и информационных технологий.

понедельник, 7 апреля 2014 г.

Информационные ресурсы

Ресурсы бывают природные, энергетическими, материальные, трудовые, финансовые и информационными.
Информационные ресурсы - это документы или массивы документов в информационных системах (библиотеки, архивы. фонды, банки данных и др.) Обладают свойством неисчерпаемости и постоянством.

"Отдельные объекты федеральных информационных ресурсов могут быть объявлены общероссийским национальным достоянием. Эти ресурсы признаются общегосударственной значимостью аналогично тому, как наиболее важные исторические и культурные ценности относятся к историческом и культурному наследию страны и составляют часть ее национального богатства."
статья 9 федерального закона России "Об информации, информатизации и защите информации"

Классификация:


  • Библиотечные
  • архивные
  • научно-техническая информация
  • правовая информация
  • отраслевая информация
  • финансовая и экономическая информация
  • информация о природных ресурсах и т.д.


Информационный продукт - результат интеллектуальной деятельности людей, отражающий их представления о той или иной предметной области социальной активности общества.
Информационная услуга - предоставление в распоряжение пользователя необходимых ему информационных продуктов.

Основные виды информационных продуктов:


  • Библиотечная система
  • Система научно-технической информации
  • Информационные центры различного начинания
  • Рынок информационных продуктов и услуг - система экономических правовых и организационных отношений, которая обеспечивает торговлю информационными продуктами, а также предоставление на коммерческой основе информационных услуг пользователям. 

вторник, 18 марта 2014 г.

St. David's Day

St David's Day is celebrated in Wales on 1 March, in honour of St David (Dewi Sant), the patron saint of Wales. He was a Celtic monk, abbot and bishop, who lived in the sixth century. He spread the word of Christianity across Wales.
The most famous story about Saint David tells how he was preaching to a huge crowd and the ground is said to have risen up, so that he was standing on a hill and everyone had a better chance of hearing him.
St David's Day is commemorated by the wearing of daffodils or leeks. Both plants are traditionally regarded as national emblems. On St David's Day, some children in Wales dress in their national costume, which consists of a tall black hat, white frilled cap and long dress. The national flag of Wales, depicting a fiery red dragon (Y Ddraig Goch) against a green and white background, is also flown.




среда, 12 марта 2014 г.

My photo

This photo I took a few hours ago. In the photo you can see my best friend and me. She has a birthday today so I met her after her school to congratulate her and give the present. She was very happy to see me. Today is a good and important day and when we met we decided to take this funny to memorialize this event for ages. I hope after a few years we will still be friends and we will take more photos together.

четверг, 13 февраля 2014 г.

Социальная стратификация

Домашнее задание

Ссылка на источник

Социальная стратификация по Марксу

Главной формой социальной стратификации Маркс и его сторонники считали общественный класс.Понятие «социальный класс» появилось давно, еще Платон в своей модели идеального государства выделял три основных класса: философов, воинов и непосредственных производителей (купцов и ремесленников). Столько же классов усматривал в обществе и Аристотель, особо при этом подчеркивая роль среднего класса. Согласно распределительной теории классов в эпоху Просвещения, основным разграничительным признаком выступает размер и форма дохода. С учетом этого выделяются три класса: 1) собственники земли (феодалы), получающие ренту; 2) владельцы капитала (буржуазия), получающие прибыль; 3) рабочие, располагающие своим трудом, получающие заработную плату.


Таким образом, по Марксу, именно объективные, в первую очередь экономические, факторы определяют классовую стратификация общества.

Социальная стратификация по Веберу

М. Вебер выделял в социальной структуре классы и использовал для этого экономический критерий — богатство, т.е. накопленный доход. В свою очередь, этот показатель он связывает и с отношениями собственности на средства производства, и в целом с системой рынка, прежде всего с рынком труда. Кроме того, Вебер выделял более четкие и значимые для каждого человека статусные группы. Такие группы могут возникать как в рамках общественного класса, так и вне их. К последним можно отнести касты, сословия.

Классовая и статусная позиции человека или группы далеко не всегда совпадают. Например, аристократия с развитием капитализма утрачивала свое материальное богатство и слабела как класс, но ее престиж в обществе был еще высок. Не случайно среди разбогатевших промышленников было немало тех, кто стремился приобрести дворянские титулы.
Вебер выделил еще один тип стратификации, основанный на власти. С этих позиций в обществе можно выделить группы, влияющие на принятие политических решений (политический класс, элита) и лишенные такой возможности. Особую роль социолог отводил партиям и другим организованным группам, стремящимся к власти.
Подводя итог, можем сказать: веберовский подход к стратификации основывается на трех главных критериях — собственность, престиж, власть. Более многомерная, чем у Маркса, модель социальной стратификации давала возможность полнее и глубже отразить реальность общественной жизни, точнее выявить тенденции ее изменения.


Ссылки на источники:











четверг, 6 февраля 2014 г.

Социальные статусы и роли



Одной из самых распространенных теорий личности в современной социологии является статусно-ролевая концепция.В рамках данной концепции личность рассматривается как деятельностный субъект, занимающий в социуме определенное место и выполняющий в соответствии с ним набор функций.
Статусно-ролевая концепция была разработана в трудах американских социологами Дж. Мида и Р. Минтона.Значительно обогатили теоретический материал этой теории труды Т. Парсонса.
Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль».
Итак, согласно указанной концепции каждый человек занимает в обществе определенное место.Данное место определяется рядом общественных позиций, которые предполагают наличие определенных прав и обязанностей.Именно эти позиции и являются социальными статусами человека.Таким образом, нетрудно увидеть, что каждый человек имеет одновременно несколько социальных статусов.Однако при этом один из статусов всегда является основным или базисным. Как правило, базисный статус выражает должность человека.
Социальный статус – интегральный показатель общественного положения личности, социальной группы, охватывающий профессию, квалификацию, должность, характер выполняемой работы, материальное положение, политическую принадлежность, деловые связи, возраст, семейное положение и др.
В социологии существует классификация социальных статусов на предписанные и приобретенные.
Предписанный статус – это позиция человека в обществе, занимаемая им независимо от личных заслуг, а навязываемая социальным окружением.
Чаще всего предписанный статус отражает врожденные качества человека (расу, пол, национальность, возраст).
Приобретенный статус – это положение в обществе, достигнутое самим человеком.
Однако личность может иметь также смешанный статус, который сочетает в себе оба типа.
Ярким примером смешанного статуса является состояние в браке.
Помимо указанных типов, выделяются также естественные и профессионально-должностные статусы.
Естественный статус личности – место человека в системе общественных отношений, определяемое существенными и относительно устойчивыми характеристиками человека.
Профессионально-должностной статус – это социальный показатель, который фиксирует социальное, экономическое и производственное положение человека в обществе. Таким образом, социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе.
С понятием «социальный статус» тесно связано понятие «социальная роль».
Социальная роль – это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе.
При этом каждый статус предполагает выполнение не одной, а нескольких ролей. Совокупность ролей, выполнение которых предписывается одним статусом, называется ролевым набором. Очевидно, что чем выше положение человека в обществе, т. е. чем больше у него социальный статус, тем больше ролей он выполняет.Так, совершенно очевидно различие ролевого набора Президента государства и рабочего металлопрокатного завода. 

Систематизация социальных ролей впервые была разработана Парсонсом, который выделил пять оснований, по которым можно классифицировать ту или иную роль:

1) эмоциональность, т. е. некоторые роли предполагают широкое проявление эмоциональности, другие, наоборот, – ее сдерживание;
2) способ получения – в зависимости от типа статуса они могут быть предписанными, либо достигнутыми человеком самостоятельно;
3) масштаб – объем полномочий одной роли четко установлен, других – неопределен;
4) регламентированность – некоторые роли строго регламентированы, как, например, роль государственного служащего, некоторые размыты (роль мужчины);
5) мотивация – выполнение роли ради собственной выгоды, либо ради общественного блага.
Реализацию социальной роли можно рассматривать также с нескольких сторон.
С одной стороны, это ролевое ожидание, которое характеризуется определенным поведением человека в зависимости от его статуса, которого ожидают окружающие члены общества.
С другой стороны, это ролевое исполнение, которое характеризуется реальным поведением человека, которое он считает соотносящимся со своим статусом.
Следует отметить, что два этих ролевых аспекта не всегда совпадают. При этом каждый из них играет огромное значение в определении человеком своего поведения, так как общественные ожидания оказывают сильное воздействие на человека.

В нормальной структуре социальной роли обычно выделяются четыре элемента:

1) описание типа поведения, соответствующего данной роли;
2) предписания (требования), связанные с данным поведением;
3) оценка выполнения предписанной роли;
4) санкции – социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы. Социальные санкции по своему характеру могут быть моральными, реализуемыми непосредственно социальной группой через её поведение (презрение), или юридическими, политическими, экологическими.
Следует отметить, что любая роль не является чистой моделью поведения. Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением служит характер индивида. То есть, поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему.


Социальные статусы и роли 


Источники: